25 ноября 2019
Черная пятница в России
«Черная пятница» — отправная точка новогодних распродаж во всем мире. В России эта акция появилась всего 5 лет назад, а в США распродажи в День благодарения (четвертый четверг ноября) начали устраивать еще в XIX веке.
Термин «Черная пятница» появился в 1966 году в Филадельфии и означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения. Современная трактовка этого термина более позитивная и связана с идиомой «in the black» (т.е. «положительный баланс), подразумевая что многие продавцы «выйдут в плюс» в этот день.
Сегодня «Черная пятница» приобрела такой масштаб, что некоторые штаты даже сделали пятницу после Дня благодарения выходным. Впоследствии акции были продлены и на последующие дни, так появились «Цивилизованная суббота», «Киберпонедельник» и «Щедрый вторник».
В «Черную пятницу» покупатели могут приобрести подарки к предстоящим праздникам, товары, которые не могли себе позволить в течение года и просто порадовать себя чем-то новым по самой выгодной цене.
Для ритейлеров «Черная пятница» означает всплеск потребительской активности. Даже те, кто ничего не планировал покупать, подвергшись соблазну, потратят некоторую сумму. Это хорошая возможность за 1 день реализовать большое количество товаров и услуг.
Множество крупных компаний начинает распродажи задолго до назначенного дня. В этом году Пятерочка объявила неделю «Черной пятницы», а в DNS еще с 29 октября запустил тематическую распродажу носимой электроники, смартфонов, планшетов и компьютеров.
Таким образом ритейлеры пытаются обратить внимание покупателей на свой бренд и подвести их к тому, чтобы 29 ноября они выбрали уже знакомый магазин с еще более низкой ценой.
В России информацию о скидках на «Черную пятницу» можно найти на сайтах b-friday.com и blackfridaysale.ru. На первой площадке распродажу проводят Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), на второй — Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) и компания «Блэк фрайдэй». В акции примут участие не менее 100 российских и зарубежных интернет-компаний, такие как Ozon, Wildberries, «М.Видео», «Эльдорадо», сеть отелей Azimut Hotels, онлайн-гипермаркет «О’кей» и другие компании.
Компания Google провела аналитическое исследование «Черной пятницы» в России в 2018 году
Это относительно новое, но стабильно развивающееся явление появилось в России в 2013 году. Многие ритейлеры не сразу поняли, что для привлечения как можно большего количества покупателей на сайт или в магазин должна вестись комплексная работа с соцсетями, рекламой и пиаром. Сегодня маркетинговую поддержку «Черной пятницы» проводит большинство ритейлеров России.
Как показывает статистика Google, за 5 лет знакомства с «Черной пятницей» интерес интернет-пользователей вырос более, чем в 2 раза. При этом продажи в этот день в 2018 году выросли на 527% по сравнению с обычным днём.
В ноябре 2018 было сделано более 2х миллионов поисковых запросов, связанных с «Черной пятницей», что на 15% больше значений 2017 года.
- 90% россиян слышали и знают о том, что такое «Черная пятница»;
- 17,6% участвующих в акции посещали только торгово-развлекательные центры;
- 27,75% совершали покупки в интернет-магазинах;
- 56,65% искали скидки и там, и там;
- в 2018 году среднестатистический житель России потратил во время «Черной пятницы» 8 540 рублей.
Важно отметить отличия в поведении покупателей: в России подарки к Новому году покупаются стихийно за 1-2 недели, а то и в последний день перед праздником, а в Западной Европе и США покупать подарки начинают еще с ноября. Улицы и витрины стали приобретают праздничный вид все раньше и раньше. Сегодня мы можем видеть, что подобное поведение продавцов уже является нормой и в России.
В 2019 году Google совместно с Ipsos и Kantar TNS провели исследования поведения российских потребителей. Было выявлено, что в ходе принятия решения о покупке человек сперва внимательно изучает товар и сравнивает его стоимость в различных магазинах.
Это значит, что продавцам стоит обратить внимание на следующие параметры:
- информация о стоимости товара — 54%;
- современный сайт и понятная навигация по нему — 52%;
- гарантия безопасности онлайн-платежа — 49%;
- возможность покупки продуктов из разных категорий на одном сайте — 47%;
- несколько способов оплаты — 47%;
- наличие услуги по доставке — 43%;
- подробное описание товара с фотографиями — 43%;
- высокое качество продукции — 41%;
- независимые отзывы от пользователей — 39%.
Помимо этого, для современных клиентов важен формат взаимодействия с продавцом:
- 39% предпочитают онлайн-магазины с несколькими каналами для связи;
- 44% отметили значимость наличия различных программ лояльности для клиента;
- 37% опрошенных важным параметром считают быструю доставку;
- 35% отметили необходимость наличия отслеживания товара;
- 67% отнесли бесплатную доставку к важным условиям приобретения.
Не стоит прибегать к уловкам и обманывать своих клиентов. Самые популярные методы уже давно известны покупателям, а их использование негативно скажется на репутации компании. К таким уловкам относятся:
- Ложное снижение цены, когда продавец искусственно завышает стоимость товара, чтобы объявить о большей скидке.
- Завышенный процент скидки — скидку действительно делают, но при этом указанный процент не соответствует реальности, т.е. скидка 40%, а по факту от первоначальной цены вычтены только 20%.
- Ограниченное время на покупку и ложный дефицит товара побуждает покупателя необдуманно приобретать товар.
- Сброс неликвидных товаров — магазин вроде бы действительно сделал скидки до 90%, но при этом весь акционный товар это брак или сток, который никто не покупает.
- Манипуляции вниманием покупателя — психологическая уловка, которая работает на подсознание клиента, может применяться не только в период распродаж.
- Манипуляции самим покупателем — подписка на рассылку, на бренд в соцсетях и регистрация на сайте, лайк, share и прочие условия, при которых покупатель сможет получить скидку на тот или иной товар. Победителей получается гораздо меньше, чем участников, а значит большую часть аудитории попросту использовали.
В 2019 году «Черная пятница» выпадает на 29 ноября. Стоит отметить, что для подготовки к этому событию, стоит заранее проанализировать предложения своих конкурентов и в день Х выставить наиболее привлекательные цены. При этом не стоит игнорировать пиар-акции и рекламу и прибегать к манипуляциям внимания покупателей
Успешных продаж!